Зеленый туризм Ивановщины - Экологический турнир

Государственное Учреждение Образования «Снитовская базовая школа»

Номинация «Лучший сценарий»

Экологический турнир «Умницы и умники»

(для обучающихся 10 - 12 лет)

Автор :Якушко Екатерина Ивановна

Учитель химии и биологии

Тел. 8-029-209-83-73

Снитово, 2019

Аннотация

В последнее время все больше внимания уделяется экологическому образованию, так как без него сложно решить важнейшие проблемы развития. Одной из эффективных форм экологического воспитания, является проведение экологических мероприятий, которое имеет большое учебно-воспитательное значение.

Она позволяет учащимся значительно расширить, осознать и осмыслить полученные на уроках знания, превратить их в стойкие убеждения, учесть разносторонние интересы, легко осуществить индивидуализацию обучению и применять дифференцированный поход. Представленное экологическое мероприятие может быть использовано учителями для работы с учащимися 10 – 12 лет.

Данная разработка мероприятия поможет учителю в проведении мероприятия, целью которого является: формирование нравственного аспекта защиты экологии на основе воспитания бережного отношения к природе.

Важность и актуальность выбранной темы мероприятия определяется необходимостью накопления знаний в вопросах формирования экологической культуры учащихся.

Цель мероприятия: формирование экологического сознания, системы эколого-биологических знаний учащихся, как компоненте экологической культуры личности.

В силу возрастных особенностей детей, большим успехом пользуется мероприятия экологической тематики, имеющие игровой характер. Поэтому в сценарий мероприятия включена игра.

Цель: формирование экологического сознания, системы эколого-биологических знаний учащихся, как компоненте экологической культуры личности.

Задачи:                                                

  1. расширить знания учащихся о животном и растительном мире;
  2. формировать ценностные экологические ориентации;
  3. развитие познавательных интересов учащихся в изучении окружающей среды;
  4. вовлечение учащихся в игровую деятельность;
  5. воспитание чувства взаимопомощи, коллективизма во взаимодействии с природой.

Ход мероприятия:

Ведущий. — Ребята, Земля это наш общий дом для всех тех, кто на ней живет. Она всем нужна: растениям, насекомым, животным и, конечно же, людям. Огромен и прекрасен наш родной дом - наша страна Республика Беларусь. Чтобы она всегда была такой красивой, мы должны любить, беречь и заботится о ней.

1-ребенок. Каждый человек на свете
Должен думать о планете,
Землю мы должны беречь.
От плохих,  не нужных встреч.

2-ребенок. У своей Земли родной
Мы прощения попросим,
Чтоб простила нам Земля.
Наши скверные дела.

3-ребенок. Мусор, грязь, лесной пожар,
От машин один кошмар.
В речке мутная вода,
Рыбам там одна беда.

4-ребенок. Небо трубы задымили,
Люди кашляют от пыли.
Не хотим мы больше так,
Относиться кое-как

К нашему большому дому,

Надо делать по—другому.

5-ребенок. Не сорить, не жечь костров,
Не копать не нужных рвов.
Мусор в речку не кидать.
Речка нам родная мать.

6-ребенок. Ветки в парке не ломать,
Мы должны все это знать,
И природу охранять!

Ведущий. Заботится о природе друзья, должны не только взрослые, но и дети.

Все дети: Будем мы взрослым во всем помогать.
Природу родную любить, охранять.

Будем всегда мы помнить о том,

Что природа — наш  общий дом.

Ведущий: Сегодня мы с вами поиграем в экологическую игру «Умницы и умники». Нам предстоит выяснить, насколько вы хорошо знаете родную природу. Она, как никогда, сегодня нуждается в защите, заботе и любви. В игре победит та команда, которая действительно хорошо знает жизнь зверей, растений, птиц, насекомых, умеет правильно вести себя на природе, готова ее оберегать. Итак, начинаем игру.

Ход игры:

В игре принимают участие две команды: одна команда девочек, вторая мальчиков. Оценивать знания команд в ходе игры будет жюри. Оценивать игру будут жюри. В каждом блоке задания подразделяются на 3 уровня:

1. Задания, оцениваемые в 1 балл – лёгкие.

2. Задания, оцениваемые в 2 балла – средней сложности.

3. Задания, оцениваемые в 3 балла – повышенной сложности.

Конкурс 1 «Какое небо голубое…»

Вопросы, оцениваемые в 1 балл

  1. Этот газ занимает одну пятую часть объёма воздуха, необходимого для дыхания живых существ. (Кислород)
  2. А этот газ – основной компонент воздуха – занимает 78% его объёма. (Азот)
  3. Почему в помещении теплее наверху, чем внизу? (Теплый воздух легче холодного, он поднимается вверх)
  4. Почему ласточки перед дождём летают низко? (Холодный воздух прибивает насекомых к земле)

Вопрос, оценивается в 2 балла

Это явление природы, похоже на лёгкую дымку в воздухе, а иногда на белую, непрозрачную стену. Если утром дымка рассеется. То на траве обязательно будет роса. Что это? (Туман)

Вопрос, оценивается в 3 балла

Ведущий: укажи стрелкой, что к чему приводит.

  1. Браконьерство

А. Обмеление рек

  1. Выброс выхлопных газов автомобилями

Б. Исчезновение видов животных

  1. Заготовка древесины

В. Загрязнение воздуха

  1. Вырубка леса по берегам рек

Г. Уменьшение количества лесов на земле

Ответ: 1-б, 2-в, 3-г, 4-а.

Конкурс 2 «Реки, реки и моря по земле текут не зря…»

Вопросы, оцениваемые в 1 балл

  1. Сколько на нашей планете океанов и как они называются? (Тихий, Атлантический, Индийский, Северно-Ледовитый)
  2. Какое море является самым солёным? (Мёртвое)
  3. Сколько процентов от общего количества водной массы Земли составляет пресная вода? (3)
  4. Самое крупное озеро Беларуси? (Нарочь)
  5. Это болотное растение – главный придонный очиститель прибрежной зоны. Оно способно поглощать вредные химические вещества. (Камыш)
  6. Назовите самое распространенное дерево речных берегов нашей местности, которое их укрепляет. (Ива)

Вопрос, оценивается в 2 балла

Опытные рыболовы знают, что плеск весел, стук по борту лодки отпугивает многих рыб, но громкий разговор на берегу рыб не беспокоит. Почему? (Звуковая волна плохо проникает из воздуха в воду, колебания же воды и звук хорошо передается по толще воды, и легко улавливается рыбами.)

Вопрос, оценивается в 3 балла

Ведущий: укажи стрелкой, что к чему приводит.

Выловили всех раков

Вода в водоёме стала мутной

Выловили все ракушки (двустворчатых моллюсков)

В водоёме стало много больных рыб

Зимой рыбаки наделали дырок во льду

Начинается образование болот

Всё озеро заросло камышами, водорослями

В воду поступает кислород для дыхания рыб

Конкурс 3 «Про зеленее леса и прекрасные луга»

Вопросы, оцениваемые в 1 балл

  1. С какой стороны на деревьях растут лишайники и мхи? (С южной).
  2. Почему сломанная ветка засыхает? (Прекращается её питание).
  3. 3.Что за трава, её и слепые знают. (Крапива).
  4. Трава от 99 болезней. ( Зверобой).
  5. Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик).
  6. На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка).
  7. Это самый первый цветок, появляющийся из под снега. (Подснежник).
  8. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен).
  9. У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).
  10.   Листья, какого дерева и без ветра трепещут? (Осина).

Вопрос, оценивается в 2 балла

Ведущий: решите экологическую задачу.

Одно дерево в сутки выделяет столько кислорода, сколько его необходимо для дыхания трёх человек в течение этого же времени. Какое количество деревьев могут обеспечить потребность в кислороде в течение суток всех учащихся вашего класса? (24 человека).     (8 деревьев).

Вопрос, оценивается в 3 балла

  1. Половодье

А. Лесные пожары

  1. Посадка деревьев по краям оврагов

Б. Гибель деревьев

  1. Засуха

В. Защита почвы от разрушения

  1. Ураган

Г. Обильный рост травы

Ответ: 1-г, 2-в, 3-а, 4-б.

Конкурс 4 « На суше, в воде, в воздухе, в лесу…»

Ведущий: Сейчас все команды получат карточки с цифрами от 1 до 4. Ваша задача – исключить из четырёх понятий одно, не объединяющее с остальными общими признаками.

Вопросы, оцениваемые в 1 балл.

  1. Сельдь, камбала, сельдерей, окунь. (Сельдерей – растение, остальные рыбы)
  2. Калина, тополь, берёза, рябина. (Калина- кустарник, остальные деревья.)
  3. Черника, вороний глаз, брусника, земляника. (Вороний глаз - ядовитый, остальные съедобные).
  4. Ель, лиственница, кедр, сосна. (Лиственница, т.к. сбрасывает листья)

Ведущий: Лес не только для нашей забавы,

Он – богатство любой страны.

Все деревья в нем, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены.

Каждый куст берегите, ребята!

Где росток ты увидишь простой,

Можешь вырасти дуб в три обхвата,

Березняк иль малинник густой.

В.Рождественский

В походе всегда присутствуют элементы случайности, которые мы в состоянии устранить. Когда рядом нет врача, а «скорую» не вызвать необходимо знать и уметь оказывать первую помощь, обратиться надо к естественному лекарю – природе.

Предложите меры первой помощи при использовании растений.

Вопросы, оцениваемые в 2 балла.

  1. При царапинах можно использовать: медуницу – содержит йод.
  2. Пух Иван-чая или сердцевина камыша – как вата.
  3. Мох сфагнум (белый мох) - повязка или тампон из свежего мха обладает легким обеззараживающим действием.
  4. Подорожник - свежий сок останавливает кровотечение, обеззараживает раны, обладает болеутоляющим действием.

Ведущий: Укажи правильную последовательность.

Вопросы, оцениваемые в 3 балла.

  1. Филин обиделся и улетел в другой лес.
  2. Мыши стали поедать соты и разорили ульи.
  3. Пришлось мужику мириться с филином.
  4. Не стало пчел – не опыляют травы, и их урожайность понизилась.
  5. Худо стало мужику без меда и молока.
  6. Не стало филина – расплодились мыши.
  7. Мало стало травы – корова не дает молока.
  8. Мужик сказал филину: «Нет от тебя в лесу никакой пользы!»

Ответ (8,1,6,2,4,7,5,3,.)


Конкурс 5. Вопросы, оцениваемые в 1 балл.

Ведущий: Отгадайте загадки.


  1. Есть на речках лесорубы

В серебристо-бурых шубах

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины. (Бобры)

  1. Скачет зверюшка:

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка. (Лягушка)

  1. Над рекою он в полёте,

Этот чудо-самолётик.

Над водой парит он гладкой,

На цветке его посадка. (Стрекоза)

  1. На спине я дом ношу,

Но гостей не приглашу:

В костяном моём дому

Место только одному. (Черепаха)

  1. Лежит верёвка,

Шипит плутовка,

Брать её опасно –

Укусит. Ясно? (Змея)

  1. Волны к берегу несут

Парашют – не парашют

Не плывёт он, не ныряет,

Только тронешь – обжигает. (Медуза)


Ведущий: Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все догадались – КТО ЭТО?

Вопросы, оцениваемые в 2 балла.

Командам раздаются карточки с заданием.

Задания:

  1. Цапля и лягушата в озере.
  2. Ворона и лисица.

Вопросы, оцениваемые в 3 балла.

Ведущий:  В каждом задании с помощью 3 признаков вам необходимо отгадать определенный вид отходов. Но, если вы сможете это сделать уже после открытия первого признака, то получите 3 баллов, после второго - 2, после третьего - 1.

Задание первое:

1. Это бывает разноцветным, это очень трудно сломать.

2. Если ее поджечь, то появится черный едкий дым.

3. Много игрушек сделано из нее.

(Пластмасса.)

Задание второе:

 1. Его делают из песка.

2. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.

3. Чаще всего оно прозрачное.

(Стекло.)

Задание третье:

1. В небольших количествах это очень полезно в качестве удобрения.

2. Когда этого слишком много, это становится настоящим бедствием.

3. Его производит обыкновенная корова.

 (Навоз.)

Задание четвертое:

1. У нас это получают из древесины.

2. Это легко горит.

3.На этом обычно рисуют или пишут.

(Бумага.)

Ведущий: Вот и подошло к завершению наше путешествие в удивительный мир ПРИРОДЫ. Слово для подведения итогов я предоставляю нашему жюри.

Награждение команд.

Ведущий: Быстро летит время: вы окончите школу, станете взрослыми. А задавали ли вы себе вопрос, в каком мире мы будем жить? А повод для беспокойства есть…Земля – всего лишь очень маленькая частица Вселенной, но только на ней, как пока известно, учёным есть жизнь. А значит, надо стараться, чтобы природа нашего общего дома не просто сохранялась, а становилась всё богаче и краше.

Игра закончена. Спасибо!

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter